Лучшие альбомы 90х (#top_albums90@melodies_and_rhythms) Жанна Агузарова (1991) В 1989 году началось интересное: Жанна Агузарова вернулась на сцену в качестве сольной артистки, после того как покинула группу Браво. И это было сногсшибательное возвращение, поскольку новый репертуар певицы начисто срывал башню своей самобытностью, своим более чем актуальным этно-колоритом, какой-то нездешней фирменностью. Меня этот блок песен, прозвучавший, кстати, на втором «Музыкальном ринге» с Агузаровой (март 1989 года, совместно с польской певицей Малгожатой Островской) заставил на долгие годы забыть о Жанне-из-«Браво» и влюбиться в Жанну-не-от-мира-сего, как интереснейшую сольную исполнительницу и (важный фактор!) автора отличных песен. Помнится, в новом репертуаре Ж.А. особенно ценил драйвовый накал «Мне хорошо рядом с тобой», «Марины» и «Орла», крейзовость «Зимушки», космический улёт «Звезды», а под «Индустрию» вообще чуть ли не утреннюю зарядку делал — и до сих пор помню текст! Здесь будет уместным немного поговорить о статусе «артистка не от мира сего». В Советском Союзе, где сценической нормой долгие годы считались стоящие по стойке смирно ансамбли (сплошь одноцветные, словно бы выведенные в одном инкубаторе) и полуживые исполнители-истуканы, любой выбивающийся из общего ряда эстрадный артист (если он, конечно, заведомо не являлся клоуном) вызывал повышенный ажиотаж и жгучий интерес. Любое появление на телеэкранах, скажем, поющей Людмилы Гурченко (или той же Аллы Пугачёвой) могло послужить поводом для долгих обсуждений в женских компаниях отнюдь не нюансов репертуара, а, главным образом, модели причёски, фасона платья или, на худой конец, манеры морщить носик или размахивать руками. И да, наши бабушки обсуждали Гурченко, и да, наши мамы обсуждали Пугачёву – и это, конечно же, нормально. Дело житейское! Жанна Агузарова, чья звезда взошла на подмостках столичного рок-андеграунда, появилась в поле зрения широких масс в то время, когда о таких заграничных рок-дивах, как Нина Хаген или, скажем, Бьорк времён её участия в группе «The Sugarcubes» (1986—1992 гг.) здесь у нас слышала лишь узкая прослойка меломанов. Тем, кто не принимал для себя эпатаж Пугачёвой, сравнивать можно было лишь с Клавдией Шульженко, Людмилой Зыкиной или, допустим, милейшей Валентиной Толкуновой, и люди – сравнивали. В большинстве своём советские слушатели, ясен перец, ничего не могли понять в этой взбалмошной, светящейся всеми мыслимыми красками девчонке, в открытую поющей о чувственной любви режущим ухо звончайшим сопрано. Агузарова одной своей сумасшедшей улыбкой «от уха до уха» ломала стереотипы и общественные штампы, не говоря уже о её репертуаре и бесчисленных сценических образах. Отовсюду слышалось – «инопланетянка!». И да, Агузарову многие считали по-настоящему сумасшедшей. Поэтому цикл песен, изданный сперва в безымянном виде на виниловой пластинке, в 1995-м – на опять же безымянной кассете «General Records», а позже получивший название «Русский альбом» и выпущенный в дополненных бонусами версиях на компакт-дисках (2000 и 2003 годы), соотечественники были не в силах оценить по достоинству в момент появления. Это не было похоже на группу «Браво», а на что это было похоже, понять было весьма затруднительно. Должно было пройти время, чтоб все эти песни вошли в золотой фонд русской поп-музыки (я имею в виду поп-музыку в обобщённом смысле этого понятия, в традиции западной массовой культуры), чтоб у этой пластинки появился свой персональный компетентный слушатель. На этой пластинке был поставлен эксперимент по скрещиванию фолк-рока с поп-музыкой. Заметьте, под любую из песен агузаровского «Русского альбома» можно легко танцевать! При этом, желающие имеют возможность насладиться качеством изобретательных аранжировок и послушать не только по-музыкальному добротные шлягеры, но и отлично скроенные тексты, автором чуть ли не половины которых является сама певица. Несколько текстов для «Русского альбома» написал Александр Олейник по прозвищу «Сталкер» – интересный поэт, начинавший творческий путь в составе московской группы «Постскриптум» (1980-83 гг.) с участием Гарика Сукачёва (он и дал Олейнику в 1979 году прозвище «Сталкер») и написавший для коллектива 11 песен. В 1983 году «Постскриптум» распался на две формации, одной из которых стала группа «Браво», а другой – будущая «Бригада С», и с каждым коллективом Сталкер продолжил плодотворное сотрудничество (к примеру, его авторству принадлежат такие хиты середины 1980-х, как «Старый отель» и «Несерьёзная прогулка»). В 1990 году Олейник создал первую независимую фирму грамзаписи на территории СССР – «BSA» (г.Рига), в каталоге которой значатся пластинки Гарика Сукачёва (понятное дело!), групп «Телевизор», «Чёрный Кофе», «Рондо» и др. Именно на лейбле «BSA» был выпущен в 1991 году дебютный сольный релиз Жанны Агузаровой, материал которого лёг в основу «Русского альбома». Позже, уже под маркой «BSA Records» и дистрибьюторской фирмы «Сталкер-2» увидели свет альбомы «Азъ есмь», «Свобода» и «Медленные сказки» Андрея Мисина, «Або або» группы «Воплi Вiдоплясова», «Сделано в белом» группы «Альянс», «Чайник вина» Хвоста и «АукцЫона», «Пёстрые ветерочки» и «Женское сердце» ансамбля «Мегаполис», «Ещё один день», «Я остаюсь» и «Стена» группы «Чёрный Обелиск», «Прыг-скок. Детские песенки» Егора Летова, россыпь студийных альбомов Янки Дягилевой и «Гражданской обороны», несколько альбомов в исполнении служителей РПЦ – как видим, это всё тот же набор самобытных артистов, в большинстве своём наиболее изобретательно и добротно экспериментировавших именно с фолк-колоритом. Страшно осознавать: вот уже 32 года прошло с момента записи этой замечательной пластинки; с того момента, когда в российском телеэфире состоялся большой фестиваль, приуроченный к первой годовщине вещания «Программы А», в составе участников которого была и Жанна Агузарова, исполнившая «Мне хорошо рядом с тобой». Вскоре в магазинах фирмы «Мелодия» (а других музыкальных магазинов тогда ещё не было) продавался дебютный винил Жанны с портретной монохромной обложкой, а сама певица на пять лет покинула страну, переехав в Лос-Анджелес. Последовали интересные проекты с находящимся там же фронтменом группы «Центр» Василием Шумовым, какие-то локальные эксперименты и даже попытки звёздного возвращения, но... выше «Русского альбома» Жанна уже не взлетала. Увы, многие поклонники отечественного рока до сих пор по-настоящему не открыли для себя этот новаторский во всех отношениях релиз, но на их счастье он настолько опередил своё время и, вместе с тем, его олицетворяет, что каждый при желании в любой момент имеет возможность приобщиться к волшебству. Радость, лучезарность, страсть, любовь, танец, полёт – всё это там, в «Русском альбоме» Жанны Агузаровой. Жанна Агузарова – вокал Олег Костюкевич – гитара Сергей Кумин – гитара Павел Марказян – клавишные Эдуард Платонов – клавишные Игорь Пьянков – клавишные Тамерлан Муртузаев – бас-гитара, гитара Илья Спицын – бас-гитара Евгений Лепендин – барабаны Музыка: Ж.Агузарова (1-11), С.Пронин, Рушан (3) Слова: Ж.Агузарова (1-11), А.Лопарёв, И.Спицын (2), Александр «Сталкер» Олейник (4,5,7,11) Звукорежиссёр – А.Соколов Записи 1989-90 гг.

Теги других блогов: музыка 90-е альбомы